Деятельность российской организации (ООО) по организации стоянки на территории Республики Беларусь для ремонта автомашин в рамках основной деятельности международные автотранспортные перевозки для целей налогообложения налогом на прибыль
Вопрос: Об отнесении деятельности российской организации (ООО) по организации стоянки на территории Республики Беларусь для ремонта автомашин и других вспомогательных нужд к деятельности, осуществляемой в рамках основной деятельности (международные автотранспортные перевозки, транспортно-экспедиторская деятельность и транспортно-грузовые перевозки), для целей налогообложения налогом на прибыль.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2012 г. N 03-08-13
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно возможности отнесения деятельности российской организации ООО на территории Республики Беларусь к деятельности по осуществлению международных перевозок в рамках применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) и сообщает.
Как указано в обращении ООО, данная организация осуществляет транспортно-экспедиторские и транспортно-грузовые перевозки в международном сообщении и планирует заключить договор аренды стоянки на территории Республики Беларусь для обслуживания автотехники и других вспомогательных нужд (отдыха и смены водителей, передачи путевых листов курьером, медосмотра и пр.). Белорусскими налоговыми органами деятельность указанной российской организации переквалифицирована как деятельность организации, осуществляющей только управленческие функции перевозочным процессом на территории Республики Беларусь.
Данная позиция не поддерживается на основании следующего.
Согласно ст. 8 "Прибыль от международных перевозок" Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в пп. "ж" п. 1 ст. 3 "Общие определения" Соглашения, облагается налогом только в этом Государстве.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 указанной ст. 3 Соглашения термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемую предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве.
Принадлежность деятельности российской организации к международным перевозкам регулируется не только межправительственным Соглашением об избежании двойного налогообложения, но также Конвенцией "О Договоре международной дорожной перевозки грузов" (далее - Конвенция) от 19.05.1956, участником которой с апреля 1993 г. является Республика Беларусь.
Согласно п. 1 ст. 1 Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.
Основным документом, подтверждающим факт осуществления международной перевозки, является накладная (ст. 4 гл. III Конвенции).
Поскольку компетентным российским органом в области транспорта (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) вышеуказанной российской организации был выдан допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок, данная организация действительно является организацией, осуществляющей международные перевозки, а также транспортно-экспедиторскую деятельность и транспортно-грузовые перевозки на основании выданных российскими органами разрешительных документов.
Что касается организации стоянки для ремонта автомашин и других нужд на территории Республики Беларусь, то необходимо отметить следующее.
Согласно пп. "в" п. 3 ст. 5 "Постоянное представительство" Соглашения к постоянному представительству не относится содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления для этого предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера.
Кроме того, в соответствии с комментариями Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) к типовой модели Конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и капитала в отношении ст. 8 "Международные перевозки" указывается, что у предприятий Договаривающихся Государств любую деятельность, осуществляемую, в первую очередь, в дополнение к основной деятельности по международным перевозкам пассажиров и грузов, следует признать непосредственно связанной с такой перевозкой. Деятельность, непосредственно связанная с международной перевозкой, не должна рассматриваться как отдельная деятельность или отдельный источник дохода компании, и такую деятельность следует рассматривать как дополнительную к основной деятельности по международной перевозке.
Таким образом, поддерживаем мнение о том, что деятельность российской компании по организации стоянки должна рассматриваться как деятельность, осуществляемая в рамках основной деятельности, непосредственно связанная с международной перевозкой, и не должна приводить к соответствующему налогообложению прибыли российской организации на территории Республики Беларусь.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН