О порядке учета сумм уплаченного утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 апреля 2014 г. N 03-03-06/1/16575
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета сумм уплаченного утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса), в целях налогообложения прибыли организаций относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Кодексом. Этот сбор установлен статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 21.10.2013 N 278-ФЗ) и уплачивается в соответствии с порядком и по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Таким образом, если утилизационный сбор не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса, так как не является налоговым или таможенным платежом (сбором), то он подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.
Согласно Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291) плательщики утилизационного сбора - крупнейшие производители колесных транспортных средств и шасси составляют расчеты этого сбора за каждый день производства (выдачи соответствующих паспортов транспортных средств, на бланках которых проставляется отметка о его уплате) для представления в налоговые органы в установленные сроки.
Уплата утилизационного сбора осуществляется крупнейшим производителем в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора.
Установленный Правительством Российской Федерации порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности налогоплательщика за определенный отчетный период. Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм сбора, отраженного в расчетах, представленных плательщиком сбора в налоговый орган за истекший квартал.
При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.
С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Департамента, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет. Соответственно, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.
Одновременно следует отметить, что на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |